Обзор
законодательства субъектов Российской Федерации
о научно-технической деятельности

подготовлен
консультантом Уральского института регионального законодательства
канд. юрид. наук Сафроновым И.Ю.

г.Екатеринбург, 2009 г.

 

Содержание

1. Введение

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о научно-технической деятельности  

3. Заключение

 


Введение

 

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с последующими изменениями) и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года № 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения»), а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности (часть четвертая статьи 2), основными ее целями являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, интеграция науки и образования (пункт 1 статьи 11), а также одним из принципов государственной научно-технической политики является развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур (абзац девятый пункта 2 статьи 11).

Разработка и проведение единой научно-технической политики согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» закрепляется, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники.

Согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики относятся:

1) право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технических сферах;

2) право создания государственных научных организаций субъектов Российской Федерации, реорганизация и ликвидация указанных организаций;

3) принятие и реализация научных, научно-технических и инновационных программ и проектов субъектов Российской Федерации.

Также в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации финансировать осуществление региональных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе создание и деятельность государственных научных организаций субъектов Российской Федерации (пункт 5.1 статьи 15);

2) осуществляют контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующего бюджета или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов (пункт 9 статьи 15).

В соответствии с подпунктом 53 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) организация и осуществление региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъекта Российской Федерации, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством определяются основы осуществления государственной научно-технической политики, в соответствии с которыми в каждом субъекте Российской Федерации принимаются акты, непосредственно определяющие деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере научно-технической политики.

 

 

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о научно-технической деятельности

 

Следует отметить, что в целом законы субъектов Российской Федерации в области развития научно-технической деятельности определяют понятия, цели и задачи государственной политики, закрепляют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере научной и научно-технической деятельности. Рассмотрим полномочия исполнительных органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Красноярского края от 10 июля 2008 года № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» Правительство Красноярского края осуществляет следующие полномочия:

1) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению социально-экономического развития края в части, касающейся научной, научно-технической и инновационной деятельности;

2) размещает заказы для государственных нужд края на приобретение научной, научно-технической продукции, результатов инновационной деятельности и образовательных услуг, связанных с организацией научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) разрабатывает и представляет в Законодательное Собрание края приоритетные направления научной, научно-технической деятельности в крае и инновационной деятельности;

4) организует проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет краевого бюджета;

5) создает и осуществляет ликвидацию и реорганизацию государственных научных организаций Красноярского края;

6) обеспечивает формирование и ведение краевого реестра научно-технических разработок;

7) информирует население об осуществлении научной, научно-технической, инновационной деятельности на территории края;

8) формирует органы управления в научной, научно-технической, инновационной сфере;

9) содействует привлечению частных инвестиций, в том числе венчурных, в научную, научно-техническую, инновационную деятельность на территории края.

Согласно статье 14 Закона Чеченской Республики от 6 февраля 2007 года № 4-РЗ «О науке, научной и научно-технической деятельности» Правительство Чеченской Республики:

1) обеспечивает разработку государственных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;

2) обеспечивает формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной деятельности, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники;

3) при активном содействии Академии наук Чеченской Республики разрабатывает и осуществляет меры по развитию науки и техники, обеспечивает в установленном порядке взаимодействие между субъектами научной деятельности в сфере инвестиционной и структурной политики, разработки социально-экономических научных программ, внедрения в производство принципиально новой техники и технологии;

4) содействует научным организациям в практической реализации научных программ и проектов, в подготовке и повышении квалификации научных работников и специалистов государственных научных организаций и учебных заведений;

5) организует проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджета Чеченской Республики.

В статье 11 Закона Томской области от 1 декабря 2000 года № 56-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области» закреплено, что Администрация Томской области формирует научно-техническую политику как часть программы социально-экономического развития области, для чего:

1) проводит конкурсы научных разработок Томской области и на звание лауреата Томской области в сфере науки и образования;

2) содействует привлечению средств на кредитование и финансирование научно-технической деятельности за счет федеральных программ, зарубежных организаций и фондов, частных инвестиций, в том числе с долевым финансированием из областного бюджета;

3) выполняет роль заказчика работ при кредитовании и финансировании научно-технической деятельности из средств областного бюджета;

4) обеспечивает конкурсный принцип отбора исполнителей работ;

5) осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств;

6) управляет деятельностью научных организаций, в том числе создает, реорганизует и ликвидирует их;

7) содействует установлению тесных связей между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности и производственными предприятиями;

8) формирует заказы на научно-техническую продукцию и образовательные услуги в интересах населения Томской области;

9) оказывает содействие субъектам научной и (или) научно-технической деятельности Томской области в получении федерального государственного заказа;

10) осуществляет контроль за деятельностью научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11) осуществляет оценку экономической эффективности областной научно-технической политики один раз в три года;

12) размещает информацию о ходе реализации научно-технической политики на сайте Администрации Томской области и в средствах массовой информации.

Как определено пунктом 1 стати 3 Закона Калужской области от 9 октября 1998 года № 17-ОЗ «О науке и научно-технической деятельности в Калужской области», одним из полномочий Правительства Калужской области в сфере управления научной и научно-технической деятельностью в Калужской области является учреждение областных премий, стипендий, отраслевых медалей для поощрения субъектов научной и научно-технической деятельности.

В пункте 2 статьи 11 Закона Тульской области от 2 февраля 1998 года № 73-ЗТО «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области» закреплены полномочия Администрации области, наиболее интересными из которых являются:

1) разработка и осуществление мер по развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности, сохранению и развитию научно-технического потенциала области, социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания;

2) организация работы по пропаганде достижений в области науки и техники;

3) определение ежегодной потребности области в научно-технической и инновационной продукции для областных нужд.

Необходимо отметить, что субъектами Российской Федерации оказываются различные меры поддержки научно-технической деятельности. Например, в пункте 1 статьи 6 Закона Тюменской области от 21 февраля 2007 года № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области» установлено, что государственная поддержка в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности может осуществляться в формах:

а) установления для субъектов государственной поддержки льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет;

б) предоставления субъектам государственной поддержки бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, предоставления субъектам государственной поддержки инвестиционных налоговых кредитов;

в) предоставления субъектам государственной поддержки субсидий за счет средств областного бюджета;

г) предоставления субъектам государственной поддержки бюджетных инвестиций и (или) имущества, являющегося собственностью Тюменской области, и в иных формах.

Под субъектами государственной поддержки в статье 1 указанного закона понимаются:

1) научные организации, отдельные научные работники, научные коллективы, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность;

2) граждане и организации, осуществляющие инновационную деятельность;

3) организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Курганской области от 27 марта 2000 года № 302 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области» государственная поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области осуществляется в следующих формах:

1) создание благоприятных условий для развития науки, внедрения инноваций, привлечения инвестиций;

2) предоставление, в соответствии с действующим законодательством, субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности субсидий, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Курганской области;

3) предоставление, в соответствии с действующим законодательством, субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности налоговых и иных льгот, отсрочек (рассрочек) по налоговым платежам;

4) предоставление, в соответствии с действующим законодательством, государственных гарантий Курганской области для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Курганской области;

5) частичная компенсация, в соответствии с действующим законодательством, субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

6) предоставление, в соответствии с действующим законодательством, инвестиционного налогового кредита на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности;

7) снижение размера арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, помещениями, используемыми для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет;

8) передача государственного имущества, не закрепленного за государственными и казенными предприятиями и государственными учреждениями, на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, соответственно, государственным и казенным предприятиям и на праве оперативного управления государственным учреждениям, осуществляющим научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

9) проведение ежегодного конкурса грантов на проведение научных исследований;

10) присуждение премий Губернатора Курганской области в сфере науки, техники и инновационной деятельности;

11) проведение конкурса инновационных проектов Курганской области;

12) иных формах, установленных нормативными правовыми актами Курганской области.

Следует отметить ряд законов субъектов Российской Федерации, которые устанавливают источники и направления финансирования.

Например, в пункте 2 статьи 14 Закона Тульской области «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области» определено, что из средств бюджета области в рамках финансирования научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности гражданского назначения финансируется выполнение прикладных научных исследований, научно-технических работ, экспериментальных разработок, работ по разработке и реализации инновационных проектов, научно-технических услуг, работ по созданию организаций инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, а также по приобретению для них имущества и его ремонта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Костромской области от 26 февраля 2009 года № 449-4-ЗКО «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» финансирование научной и (или) научно-технической деятельности в Костромской области осуществляется за счет средств областного бюджета и может быть направлено на:

1) финансирование создания и деятельности областных государственных научных организаций;

2) финансирование областных целевых и иных научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;

3) организацию совместных (региональных) конкурсов научных проектов с научными фондами и финансирование научных исследований, поддержанных по результатам конкурсов, в том числе в порядке долевого участия в них Костромской области;

4) проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд и внедрение полученных результатов в практику работы исполнительных органов государственной власти Костромской области путем создания временных трудовых коллективов;

5) предоставление грантов губернатора Костромской области в сфере науки, техники и инноваций, а также иных грантов в рамках реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;

6) выплату премий губернатора Костромской области, специальных отраслевых премий в сфере науки, техники и инноваций;

7) выплату стипендий для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также оказание мер поддержки соискателям ученых степеней кандидата наук и доктора наук, установленных нормативными правовыми актами Костромской области;

8) организацию научных, научно-практических, научно-методических конференций, конкурсов, олимпиад, выставок и иных мероприятий при поддержке органов государственной власти Костромской области, а также проводимых образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования и научными организациями совместно с органами государственной власти Костромской области, в том числе на условиях долевого финансирования;

9) экспонирование, презентации и иные формы продвижения научной, научно-технической и научно-информационной продукции субъектов научной и (или) научно-технической деятельности на российские и международные рынки.

Следует также отметить, что некоторыми законами субъектов Российской Федерации установлены приоритеты направления денежных средств из собственных бюджетов. Например, Закон Костромской области «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» устанавливает, что за счет средств областного бюджета могут финансироваться фундаментальные научные исследования, отбираемые на конкурсной основе, ориентированные на дальнейшее продолжение в качестве прикладных, а также прикладные научные исследования, направленные на решение социально-экономических проблем Костромской области. Финансирование же за счет средств областного бюджета фундаментальных научных исследований, имеющих общероссийское значение, осуществляется только в порядке долевого участия с федеральными источниками финансирования (пункт 1 статьи 9). При этом приоритетным является финансирование за счет средств областного бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на инновационное развитие Костромской области, выполняемых в рамках государственного заказа для государственных нужд. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках государственного заказа выделяется до 50 процентов средств, предусмотренных в областном бюджете на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности (пункт 3 статьи 9).

В отдельных законах субъектов Российской Федерации установлены ограничения во времени и в размерах предоставления государственной поддержки из соответствующих областных бюджетов. Так, пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области» закреплено, что государственная поддержка субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности предоставляется на срок не более трех лет.

В статье 11 Закона Кемеровской области от 13 января 2003 года № 120-ОЗ «О государственной научно-технической политике Кемеровской области и об организации научной и (или) научно-технической деятельности» закреплен общий объем средств, выделяемых на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности из областного бюджета, который составляет до 5 процентов от годового объема средств, выделяемых на реализацию региональных целевых программ.

В некоторых законах субъектов Российской Федерации используется понятие стимулирование научной и научно-технической деятельности, которое включает в себя меры государственной поддержки. Например, в статье 12 Закона Кемеровской области «О государственной научно-технической политике Кемеровской области и об организации научной и (или) научно-технической деятельности» определяется, что стимулирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется за счет:

1) выделения грантов на проведение фундаментальных научных исследований для решения актуальных научных проблем в интересах Кемеровской области;

2) поощрения научных работников грамотами, дипломами, ценными подарками, премиями за выдающиеся научные достижения;

3) налоговых и иных льгот, предоставляемых органами государственной власти Кемеровской области.

Статьей 16 Закона Томской области «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области» закреплена система стимулирования научной и научно-технической деятельности, которая включает в себя:

1) участие Администрации Томской области в организации и проведении научных конференций, съездов, симпозиумов;

2) поощрение ученых грамотами, дипломами, ценными подарками;

3) поднятие престижа научной и научно-образовательной деятельности через средства массовой информации;

4) налоговые и иные льготы, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.

Следует отметить, что в некоторых законах субъектов Российской Федерации устанавливаются гранты в области поддержки научной и научно-технической деятельности. Например, статьей 10 Закона Костромской области «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области» установлены гранты губернатора Костромской области в сфере науки, техники и инноваций, которые предоставляются на конкурсной основе безвозмездно и безвозвратно субъектам научной и (или) научно-технической деятельности для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, инновационных и экспериментальных разработок, значимых для социально-экономического развития Костромской области. Данной статьей также установлено, что ежегодно за счет средств областного бюджета присуждается 10 грантов губернатора Костромской области в сфере науки, техники и инноваций в размере до 200 000 рублей каждый для проведения научных исследований в различных отраслях экономики и социальной сферы Костромской области. Порядок предоставления грантов губернатора Костромской области в сфере науки, техники и инноваций устанавливается постановлением губернатора Костромской области.

Законом Тульской области «Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области» определено, что не менее 10, но не более 20 процентов всех средств, выделяемых в бюджете области для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, ежегодно направляются на гранты в сфере науки и техники (пункт 11 статьи 14).

Одной из мер государственной поддержки научной и научно-технической деятельности является установление дополнительных выплат работникам научных организаций. В статье 4 Закона Калужской области «О науке и научно-технической деятельности в Калужской области» для работников научных организаций, учрежденных органами государственной власти Калужской области, государственных учреждений Калужской области, лиц, замещающих на постоянной основе государственные должности в органах государственной власти и государственных органах Калужской области, государственных гражданских служащих Калужской области, имеющих ученую степень, установлена выплата надбавки за ученую степень из средств областного бюджета в размере, предусмотренном Федеральным Законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями).

Пунктом 2 статьи 11 Закона Чеченской Республики «О науке, научной и научно-технической деятельности» определено полномочие Правительства Чеченской Республики устанавливать работникам государственных научных и образовательных организаций Чеченской Республики ежемесячную доплату к должностным окладам. Например, за звание действительного члена Академии наук Чеченской Республики устанавливается доплата в размере 80% от оклада за звание действительного члена Академии наук Российской Федерации; за ученую степень доктора наук - 50% от надбавки за ученую степень доктора наук, предусмотренной федеральным законодательством.

Порядок выплаты указанных доплат устанавливается Правительством Чеченской Республики. При этом пунктом 7 статьи 11 данного Закона Чеченской Республики определяется, что ежемесячные выплаты к должностным окладам устанавливаются работникам государственных научных и образовательных учреждений, постоянно проживающим и работающим в Чеченской Республике.

В ряде законов субъектов Российской Федерации предусмотрено создание координационных и консультативно-совещательных органов.

Например, статьей 5 Закона Красноярского края «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» закреплено создание краевого совета по научной, научно-технической и инновационной деятельности, который является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, формирующимся в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений по совершенствованию, планированию и координации мер государственной поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Указанный краевой совет включает в свой состав трех представителей Законодательного Собрания Красноярского края, трех представителей правительства края, четырех представителей научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность на территории края.

Создание совещательного органа по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности при Губернаторе Курганской области предусмотрено статьей 7 Закона Курганской области «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области».

В соответствии со статьей 10 Закона Кемеровской области «О государственной научно-технической политике Кемеровской области и об организации научной и (или) научно-технической деятельности» в целях обеспечения участия научной общественности в формировании и эффективной реализации государственной научно-технической политики Кемеровской области, координации деятельности научных организаций, проведения анализа научных и (или) научно-технических проектов, а также завершенных научных и (или) научно-технических работ, представления интересов субъектов научной и (или) научно-технической деятельности создается совет по инновационной и инвестиционной деятельности при Губернаторе Кемеровской области, порядок создания и полномочия которого определяются Губернатором Кемеровской области.

Как закреплено в пункте 1 статьи 15 Закона Чеченской Республики «О науке, научной и научно-технической деятельности», управление научной и научно-технической деятельностью осуществляется с привлечением научной общественности через консультативные и совещательные органы:

1) республиканский координационный совет по науке и научно-технической политике при Президенте Чеченской Республики, порядок образования и деятельности которого определяется Президентом Чеченской Республики;

2) отраслевые консультативные и экспертные советы по различным направлениям развития техники, экономики и промышленности при иных органах исполнительной власти Чеченской Республики.

Отраслевые консультативные и экспертные советы создаются при органе государственного управления научной и научно-технической деятельностью из числа активно работающих ученых Чеченской Республики. Положение о консультативном и экспертном советах и их председатели утверждаются руководителем органа государственной власти Чеченской Республики, при которых они созданы.

В пункте 3 статьи 15 указанного Закона Чеченской Республики советы по науке и научно-технической политике имеют право:

1) запрашивать в установленном порядке от научных учреждений и предприятий республики, органов исполнительной власти аналитические и другие материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

2) участвовать в подготовке решений о создании в Чеченской Республике в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, организационных элементов инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, в том числе участвовать в принятии решений о создании научно-технологических парков, производственно-технологических центров и других организаций;

3) привлекать для консультаций, изучения, подготовки и рассмотрения вопросов по решению задач, возложенных на республиканский совет, ученых и специалистов из различных научных и производственных организаций;

4) иные права, предусмотренные действующим законодательством и положениями о соответствующих советах.

Следует также отметить, что в статье 7 Закона Красноярского края «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края» определяется, что формой обеспечения инвентаризации и информационной доступности результатов научно-технической деятельности для предприятий края и инвесторов является реестр научно-технических разработок Красноярского края, включающий в том числе и сведения об уникальном научно-техническом оборудовании, находящемся на территории Красноярского края, с согласия организации, обладающей указанным оборудованием, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, связанных с охраной интеллектуальной собственности, государственной, служебной и коммерческой тайны.

Согласно указанному Закону Красноярского края ведение и обновление реестра научно-технических разработок является расходным обязательством Красноярского края (пункт 2 статьи 7), реестр научно-технических разработок является общедоступным (пункт 3 статьи 7), а включение сведений в краевой реестр научно-технических разработок осуществляется по решению краевого совета по научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В Законе Чеченской Республики «О науке, научной и научно-технической деятельности» закреплено, что Правительство Чеченской Республики обеспечивает создание республиканских информационных фондов и систем в сфере науки, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной информации, содействует библиотечному делу и публикации научной продукции, приобретению научных журналов, книг и иной печатной продукции, изданной в зарубежных странах, гарантирует научным работникам и организациям доступ в межгосударственные и международные информационные фонды и сети (пункт 2 статьи 19), а также в случае ликвидации государственной научной организации, при которой функционируют банки данных и базы данных научной информации, Правительством Чеченской Республики обеспечивается сохранность и передача их правопреемникам в установленном порядке.

 


 

Заключение

 

Проведенный обзор дает представление о том информационном материале, который может быть использован для совершенствования законодательства, регулирующего деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области науки и государственной научно-технической политики.

Следует отметить, что в законах субъектов Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти в сфере научной и научно-технической деятельности. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации сводятся к законодательному регулированию указанных отношений. Полномочия же органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации можно объединить в несколько основных групп:

1) разработка и осуществление мер по обеспечению социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в части, касающейся научной, научно-технической и инновационной деятельности;

2) размещение заказов для государственных нужд субъектов Российской Федерации на приобретение научной, научно-технической продукции, результатов инновационной деятельности и образовательных услуг, связанных с организацией научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) разработка и представление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации;

4) организация проведения экспертиз научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации;

5) создание, ликвидация и реорганизация государственных научных организаций субъектов Российской Федерации;

6) формирование и ведение реестров научно-технических разработок;

7) контроль за целевым использованием выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации средств на развитие научной и научно-технической деятельности.

Субъектами Российской Федерации оказываются различные меры поддержки научно-технической деятельности, в частности:

1) установление для субъектов научной и научно-технической деятельности государственной поддержки льготного порядка налогообложения в пределах сумм, зачисляемых в областной бюджет, а также отсрочек (рассрочек) по налоговым платежам;

2) предоставление государственных гарантий для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;

3) частичная компенсация субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

4) снижение размера арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, помещениями, используемыми для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности;

5) присуждение премий в сфере науки, техники и инновационной деятельности;

6) финансирование создания и деятельности государственных научных организаций;

7) финансирование целевых научных, научно-технических и инновационных программ и проектов;

8) выплата стипендий для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также оказание мер поддержки соискателям ученых степеней кандидата наук и доктора наук;

9) организация научных, научно-практических, научно-методических конференций, конкурсов, олимпиад, выставок и иных мероприятий.

Применяемый в некоторых законах субъектов Российской Федерации термин «инновационная деятельность» не имеет четкого определения, также он не расшифрован и в федеральных законах.

В отдельных законах субъектов Российской Федерации используется понятие «стимулирование научной и научно-технической деятельности», которое включает в себя меры государственной поддержки научной и научно-технической деятельности. Например, данное стимулирование осуществляется путем поощрения научных работников грамотами, дипломами, ценными подарками, премиями за выдающиеся научные достижения.

Следует отметить, что в некоторых законах субъектов Российской Федерации закрепляется такой вид государственной поддержки в сфере научной и научно-технической деятельности как гранты (например, Закон Костромской области «О науке и научно-технической деятельности в Костромской области»). Вместе с тем, бюджетным законодательством Российской Федерации понятие грантов не используется. Например, в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов осуществляются в форме бюджетных ассигнований.

Необходимо обратить внимание, что рассмотренные законы субъектов Российской Федерации закрепляют рамочные правила по предоставлению мер государственной поддержки научной и научно-технической деятельности. При этом отдельные меры государственной поддержки детально не регулируются.

В некоторых законах субъектов Российской Федерации предусмотрено создание совещательных и координационных органов в сфере научной и научно-технической деятельности, закреплены меры по информационному обеспечению научной и научно-технической деятельности.

 

* При подготовке обзора использовалась справочно-информационная система «Консультант Плюс».