Обзор
законодательства Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
о государственной поддержке семьи

подготовлен
консультантом Уральского института регионального законодательства
канд. юрид. наук Сафроновым И.Ю.

г.Екатеринбург, 2009 г.

 

Содержание

1. Введение

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной поддержке семьи  

3. Заключение

 


Введение

 

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что в настоящее время нет федерального закона, который устанавливал бы единые рамочные правила в сфере государственной поддержки семьи.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с последующими изменениями) государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Вместе с тем Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с последующими изменениями) закрепляет дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде материнского (семейного) капитала, целью установления которого является создание условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного закона возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями) устанавливаются следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) ежемесячное пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (часть 1 статьи 3).

При этом порядок и условия назначения и выплаты указанных выше государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как закреплено в статье 2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, состоит из Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится социальная поддержка семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

 

 

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной поддержке семьи

 

В региональном законодательстве нет единообразного подхода к определению семьи и классификации семей. В законах субъектов Российской Федерации выделяются следующие виды семей: 1) молодая семья; 2) приемная семья; 3) многодетная семья; 4) семья с детьми – инвалидами; 5) неполная семья; 6) малообеспеченная семья; 7) студенческая семья; 8) семья одиноких родителей; 9) семья работников бюджетных учреждений и т.д. В зависимости от вида семьи в законах субъектов Российской Федерации устанавливаются различные меры социальной поддержки.

Следует отметить, что практически все законы субъектов Российской Федерации в сфере государственной поддержки семьи включают в себя следующие положения: сфера действия, основные термины и понятия, виды (система) мер государственной поддержки, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Более последовательным в плане расположения мер государственной поддержки является Закон Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Так, в статьях 3, 4 и 5 данного закона в качестве рамочных правил закреплены соответственно виды социальных пособий, виды компенсаций и другие меры социальной поддержки. Далее по тексту Закона Московской области раскрываются данные меры социальной поддержки применительно к лицам, которые имеют право на такую поддержку.

Самыми распространенными мерами государственной поддержки семей в законах субъектов Российской Федерации являются компенсации, пособия и другие выплаты.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2004 года № 587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» устанавливаются следующие меры социальной поддержки семей, имеющих детей:

1) ежемесячные пособия на ребенка (абзац второй части 1 статьи 2);

2) дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге (абзац третий части 1 статьи 2), в числе которых: а) единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка (усыновления в возрасте до шести месяцев) для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания; б) ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования (но не старше 18 лет), на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и спортивной формы (статья 4).

В пункте 1 статьи 3 Закона Курской области от 10 декабря 2008 года № 108-ЗКО «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» определяются меры государственной поддержки семей, имеющих детей:

1) социальные пособия семьям, имеющим детей, в том числе:

ежемесячное пособие семьям при рождении второго, третьего и каждого последующего ребенка;

ежемесячное пособие малоимущим семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами (обучающимися), и студентам (обучающимся), являющимся одинокими родителями;

ежемесячное пособие многодетным семьям, в составе которых есть восемь и более детей в возрасте до 18 лет;

2) компенсация многодетным семьям расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

3) ежегодная компенсация стоимости школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формы.

Согласно пункту 2 статьи 3 данного Закона Курской области при наличии у гражданина права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В Законе Красноярского края от 26 октября 2006 года № 10-5293 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» закреплены следующие меры социальной поддержки:

1) единовременная компенсационная выплата при рождении двух и более детей (статья 2);

2) ежегодное пособие на ребенка школьного возраста (статья 3);

3) ежемесячная денежная выплата на проезд детей школьного возраста (статья 4);

4) ежемесячная денежная выплата семьям, имеющим детей, в которых родители инвалиды (статья 4.1).

Статьей 3 Закона Волгоградской области от 10 апреля 2007 года № 1442-ОД «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области» предусмотрено, что к мерам социальной поддержки семей с детьми относятся единовременные, ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные денежные выплаты.

Согласно статье 4 Закона Волгоградской области «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области» к единовременным денежным выплатам относятся:

а) дополнительное единовременное денежное пособие при рождении ребенка;

б) единовременная частичная компенсационная выплата малоимущим семьям с детьми-инвалидами на установку телефона;

в) единовременная денежная выплата на детей, находящихся под опекой (попечительством) или переданных в приемную семью, в связи с обучением на курсах по подготовке к поступлению в учреждение среднего или высшего профессионального образования;

г) единовременная денежная выплата на детей, находящихся под опекой (попечительством) или переданных в приемную семью, в связи с окончанием средней общеобразовательной школы.

В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области ежемесячные денежные выплат включают:

а) ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей;

б) ежемесячная денежная выплата беременным женщинам;

в) ежемесячная денежная выплата кормящим матерям;

г) ежемесячная денежная выплата детям от одного года до трех лет;

д) ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей;

е) ежемесячные денежные выплаты опекуну (попечителю), приемной семье на содержание ребенка;

ж) ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг многодетным семьям.

При этом ежемесячные денежные выплаты (за исключением ежемесячных денежных выплат опекуну (попечителю), приемной семье на содержание ребенка) назначаются семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума.

К ежеквартальным денежным выплатам в соответствии со статьей 6 Закона Волгоградской области относятся:

а) ежеквартальная денежная выплата на каждого ребенка из многодетной семьи;

б) ежеквартальные адресные дотации малоимущим семьям с детьми-близнецами.

В ежегодные денежные выплаты согласно статье 7 Закона Волгоградской области входят:

а) ежегодное пособие малоимущим неполным семьям с единственным родителем - отцом, имеющим детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, государственных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

б) ежегодная дотация на детей школьного возраста (от 6 до 17 лет включительно) из многодетных семей на подготовку к школе.

В статье 3 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» устанавливаются социальные пособия:

1) единовременное пособие при рождении (усыновлении) ребенка;

2) ежемесячное пособие на ребенка;

3) ежемесячное пособие детям-инвалидам;

4) ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов;

5) единовременное пособие супругам к юбилеям их совместной жизни.

Статьей 4 данного Закона Московской области закрепляются следующие виды компенсаций:

1) компенсация стоимости проезда обучающимся по очной форме обучения;

2) компенсация стоимости проезда детям, страдающим онкологическими заболеваниями;

3) частичная компенсация стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области;

4) частичная компенсация оплаты коммунальных услуг многодетным семьям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 года № 153-28 «О социальной поддержке семей работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге, имеющих (воспитывающих) двух и более детей» семьям работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на семью.

Согласно подпункту 4 статьи 5 Закона Иркутской области от 23 октября 2006 года № 63-оз «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей» малоимущим семьям студентов и обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования, находящихся в ведении области, устанавливаются социальные стипендии. В соответствии с подпунктом 4 статьи 6 данного Закона Иркутской области семьям одиноких родителей, состоящим из студентов и обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования, находящихся в ведении области, устанавливаются социальные стипендии.

Следует отметить, что в некоторых законах субъектов Российской Федерации к семьям предъявляются дополнительные требования, которые являются основаниями для назначения мер социальной поддержки. Например, в пункте 2 статьи 2.11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» закреплено, что единовременное пособие устанавливается на первого и второго ребенка в размере 6000 рублей на каждого ребенка, на третьего и последующих детей в размере 9000 рублей на каждого ребенка при условии зачисления ребенка (детей) в первый класс общеобразовательного учреждения, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, независимо от его типа и вида. Также пунктом 1 статьи 4.1 данного Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлено, что единовременное пособие супругам в связи с юбилеем их совместной жизни устанавливается одному из супругов при условии наличия стажа работы на территории автономного округа не менее 15 лет в зависимости от юбилея совместной жизни.

В статье 2 Закона Ульяновской области от 5 февраля 2008 года № 24-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» закреплено право на дополнительные меры социальной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющих гражданство Российской Федерации, следующих лиц:

1) женщин, не достигших 35 лет и родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки, начиная с 1 июля 2008 года;

2) мужчин, не достигших 35 лет, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры социальной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 июля 2008 года.

Указанным лицам выдается государственный сертификат на именной капитал «Семья» в размере 100000 рублей (статья 4), распоряжаться которым можно в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми) (пункт 3 статьи 6). При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 2 данного Закона Ульяновской области право на дополнительные меры социальной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО «О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере» установлена в качестве меры социальной поддержки молодых семей выдача жилищного сертификата – именного свидетельства, удостоверяющего право граждан на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пензенской области на строительство или приобретение жилого помещения. При этом данным Законом Пензенской области определено, что право на получение жилищного сертификата имеет семья после рождения первого в данной семье ребенка (детей) при условии, что:

1) ребенок рожден 1 января 2008 года и позднее;

2) возраст каждого из родителей не превышает 30 лет на момент рождения ребенка;

3) члены семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; либо члены семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; либо один из родителей является плательщиком по заключенному с юридическим лицом договору кредита или займа, направленного на приобретение или строительство жилья, в том числе по областным жилищным программам, или плательщиком по договору займа или купли-продажи жилья в рассрочку, заключенному в рамках участия в областной целевой программе.

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации имеются отдельные законы, закрепляющие меры государственной поддержки приемных семей. Например, в статье 9 Закона Ставропольского края от 10 июня 2008 года № 35-кз «О государственной поддержке приемной семьи» установлены следующие меры поддержки приемных родителей:

1) уполномоченным органом выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических печатных изданий в размере 100 рублей;

2) воспитывающим троих и более детей, включая собственных детей, дополнительно предоставляются меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края для многодетных семей.

В статье 5 Закона Нижегородской области от 30 декабря 2005 № 224-З «О материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приемных семей на территории Нижегородской области» определяются дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые приемным семьям:

1) приемной семье, воспитывающей троих и более детей (включая родных и приемных), предоставляются меры социальной поддержки, установленные для многодетных семей федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области;

2) приемной семье предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме электроснабжения) в части приходящейся на приемного ребенка (детей) доли оплаты данных услуг с учетом социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг; освобождение от платы за электроснабжение в части приходящейся на приемного ребенка (детей) доли оплаты с учетом нормативов потребления.

Согласно пункту 4 статьи 5 Закона Нижегородской области дополнительные меры социальной поддержки предоставляются приемной семье в случае, если аналогичные меры социальной поддержки членам приемной семьи не предоставлены в соответствии с другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.

В законах субъектов Российской Федерации помимо компенсаций и денежных выплат определяются также другие дополнительные меры социальной поддержки семей. Наиболее полным и последовательным в данной сфере является Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Статьей 5 данного Закона Московской области установлены следующие меры социальной поддержки:

1) обеспечение отдыха и оздоровления детей;

2) обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

3) бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха;

4) бесплатный проезд;

5) обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет;

6) оказание супружеским парам медицинских услуг по проведению бесплатной операции экстракорпорального оплодотворения.

Обеспечение отдыха и оздоровления детей в соответствии со статьей 16 данного Закона Московской области означает:

а) право на обеспечение бесплатными путевками в организации отдыха детей и их оздоровления, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний (дети-инвалиды и дети с хроническими заболеваниями, находящиеся в стационарных учреждениях образования, социального обслуживания, социально-реабилитационных центрах и приютах для несовершеннолетних, а также дети-инвалиды, проживающие в малоимущих семьях);

б) право на частичную или полную компенсацию оплаты стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (дети из многодетных семей; дети с девиантным поведением; дети погибших военнослужащих);

в) право на частичную компенсацию или частичную оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения и загородные оздоровительные лагеря (дети работников бюджетных организаций, расположенных на территории города Москвы и Московской области и финансируемых из бюджета Московской области; дети государственных гражданских служащих Московской области органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области).

Согласно статье 17 Закона Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения имеют следующие лица: дети в возрасте до трех лет; дети из многодетных семей в возрасте до шести лет; дети, страдающие социально значимыми и иными заболеваниями, в соответствии с перечнем, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 18 данного Закона Московской области закрепляется право детей из многодетных семей на бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха один раз в месяц. Также в статье 19 данного Закона Московской области установлено право на бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования Московской области (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) по социальной карте жителя Московской области для следующих категорий лиц:

1) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

2) родителей или иных законных представителей детей-инвалидов, лиц, сопровождающие детей-инвалидов;

3) детей из многодетных семей;

4) детей, получающих пенсию по случаю потери кормильца в возрасте от 7 до 14 лет;

5) одного из родителей многодетной семьи, в составе которой имеется ребенок, не достигший возраста 7 лет;

6) законного представителя ребенка, не достигшего возраста 7 лет из многодетной семьи.

Право на обеспечение бесплатным полноценным питанием по заключению врачей имеют: дети в возрасте до трех лет, беременные женщины, кормящие матери (статья 20 Закона Московской области).

Согласно статье 20.1 данного Закона Московской области медицинские услуги по проведению бесплатной операции экстракорпорального оплодотворения с применением высоких медицинских технологий предоставляются бесплодным супружеским парам, имеющим среднедушевой доход семьи ниже четырехкратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области.

В Законе Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2007 года № 21-ОЗ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ненецком автономном округе» закрепляется право на бесплатное обеспечение полноценным питанием (специализированными продуктами) по заключению врача следующих категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа:

1) беременных женщин с момента постановки на учет в связи с беременностью, но не ранее срока беременности 12 недель (подпункт 1 пункта 1 статьи 8);

2) кормящих матерей в течение шести месяцев с момента родов при условии нахождения ребенка на грудном вскармливании (подпункт 2 пункта 1 статьи 8);

3) детей от рождения до достижения ими возраста трех лет, находящихся на смешанном или искусственном вскармливании (подпункт 3 пункта 1 статьи 8).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 данного Закона перечень продуктов, входящих в месячный набор продуктов для обеспечения полноценным питанием указанных выше лиц, а также нормы обеспечения бесплатным питанием указанных выше лиц утверждаются постановлением администрации Ненецкого автономного округа.

Также данным Законом Ненецкого автономного округа устанавливается, что ежегодно каждому ребенку до достижения им возраста 14 лет (по состоянию на 31 декабря года, за который предоставляется новогодний подарок) предоставляется новогодний подарок (пункт 1 статьи 10), ежегодно детям - участникам новогодней елки, организованной главой администрации Ненецкого автономного округа, дополнительно предоставляется новогодний подарок (пункт 2 статьи 10).

Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» закреплено, что каждый член семьи по медицинским показаниям в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры может получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства (пункт 1 статьи 4).

В Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года № 79-ЗАО «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе» установлены гарантии охраны здоровья семьи. Исполнительными органами государственной власти автономного округа, организациями всех форм собственности, общественными организациями и объединениями для обеспечения базовых условий нормальной жизнедеятельности семьи, сохранения и укрепления здоровья граждан проводится комплекс мероприятий, пропагандирующих медико-санитарные знания и формирующих здоровый образ жизни среди всех групп населения автономного округа (пункт 3 статьи 12). В целях создания целостной системы охраны здоровья семьи, родителей и детей, профилактики врожденной инвалидности в автономном округе формируются службы: медико-генетическая, перинатологии, проводится обязательное скрининговое обследование беременных женщин и новорожденных детей (пункт 4 статьи 12).

В соответствии со статьей 23 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области» родители (законные представители), воспитавшие четверых и более детей, представленные и награжденные в установленном порядке наградами и поощрениями Курской области за особый вклад в укрепление семейных традиций, пропаганду семейных ценностей, выдающиеся успехи в воспитании и развитии детей, имеют право на присвоение звания "Ветеран труда Курской области" вне зависимости от продолжительности трудового стажа.

Пунктом 1 статьи 5 Закона Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» определяется, что каждой семье при рождении ребенка вручается справочное пособие для родителей. Порядок издания либо приобретения указанного пособия определяется органами исполнительной власти края в соответствии с законодательством о государственном заказе.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 данного Закона Красноярского края орган исполнительной власти края, оказывающий государственные услуги в области содействия занятости населения, в целях повышения конкурентоспособности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, организует их профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Порядок организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, устанавливается Правительством края.

Согласно статье 6 Закона Чеченской Республики от 10 апреля 2007 года № 13-РЗ «О государственной поддержке молодых семей в Чеченской Республике» основными направлениями государственной поддержки молодых семей в Чеченской Республике являются:

1) принятие и реализация целевых программ по государственной поддержке молодых семей;

2) содействие в трудоустройстве членов молодых семей;

3) разработка и реализация системы льготного ипотечного кредитования молодых семей для строительства или приобретения жилья;

4) поддержка деятельности социально-психологических служб по предупреждению разводов, оптимизации взаимоотношений разведенных супругов, реабилитации одиноких матерей (отцов);

5) создание условий для совмещения трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

6) реализация мер по охране здоровья членов молодых семей;

7) создание и развитие учреждений, осуществляющих деятельность по охране репродуктивного здоровья молодых граждан и планированию семьи;

8) поддержка деятельности по изданию литературы по вопросам воспитания детей и проблемам семейных отношений;

9) создание условий для активного участия молодых семей в общественной жизни республики.

Некоторыми законами субъектов предусмотрено создание учреждений социального обслуживания. Например, в статье 13 Закона Волгоградской области «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области» предусмотрено, что социальное обслуживание семей с детьми и несовершеннолетних осуществляется следующими государственными учреждениями социального обслуживания Волгоградской области:

1) центрами социальной помощи семье и детям;

2) комплексными центрами социального обслуживания;

3) центрами социального обслуживания;

4) центром психолого-педагогической помощи семье и детям;

5) центрами реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями;

6) социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних;

7) социальными приютами для детей и подростков;

8) иными государственными учреждениями Волгоградской области, уставной деятельностью которых является предоставление социальных услуг.

В качестве социальных услуг в пункте 1 статьи 14 данного Закона Волгоградской области закрепляются социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые и иные социальные услуги.

Законом Волгоградской области «О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области» в статье 15 определяются категории лиц, которым в государственных учреждениях социального обслуживания Волгоградской области оказываются бесплатные социальные услуги:

а) многодетные семьи;

б) неполные семьи;

в) семьи, имеющие детей-инвалидов;

г) молодые семьи;

д) семьи несовершеннолетних родителей;

е) малоимущие семьи;

ж) опекунские семьи;

з) семьи пенсионеров, воспитывающих несовершеннолетних детей;

и) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

к) дети, находящиеся в социально опасном положении;

л) иные категории семей и детей, предусмотренные действующим законодательством.

Также следует отметить, что помимо предоставления мер социальной поддержки непосредственно семьям, в некоторых законах субъектов Российской Федерации предусмотрены иные мероприятия в сфере поддержки семей.

Так, статьей 13 Закона Курганской области от 6 июня 2007 года № 253 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» предусмотрено создание экспертной комиссии по оценке печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции в целях обеспечения дополнительных мер, направленных на защиту здоровья, нравственного и духовного развития детей. Положение об экспертной комиссии утверждается Правительством Курганской области.

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 3 февраля 2009 года № 5 «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан» зарегистрированным в установленном порядке некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан, предоставляется государственная поддержка их проектов (программ) (пункт 1 статьи 7).

Государственная поддержка согласно пункту 2 статьи 7 Закона Республики Дагестан предоставляется некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан и соответствующим следующим условиям:

1) некоммерческая организация является юридическим лицом и действует не менее одного года со дня государственной регистрации;

2) устав некоммерческой организации устанавливает, что одной из целей деятельности данной некоммерческой организации является охрана семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан;

3) проект (программа) некоммерческой организации, осуществляющей деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан, должен отражать цель, основные задачи, содержание и план реализации данного проекта (программы), финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности некоммерческой организации по реализации проекта (программы).

Меры государственной поддержки проектов (программ) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан, предусматриваются в республиканских целевых программах (пункт 3 статьи 7). По согласованию с руководителями (руководящими органами) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан привлекают их представителей к совместному обсуждению вопросов, затрагивающих интересы семьи, материнства, отцовства и детства (пункт 4 статьи 7). Порядок и условия предоставления мер государственной поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан, утверждаются Правительством Республики Дагестан (пункт 5 статьи 7).

Следует отметить, что статьей 6 Закона Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области» также предусмотрена государственная поддержка проектов (программ) некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области. Однако одним из дополнительных условий является то, что в некоммерческой организации должно насчитываться не менее 20 человек (подпункт 2 пункта 2 статьи 6 данного закона).

Пунктом 3 статьи 5 Закона Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае» предусмотрено проведение органами исполнительной власти края ежегодного Форума красноярской семьи с целью обсуждения реализуемой в крае семейной политики, обмена опытом поддержки семей, поддержки общественных организаций, реализующих проекты по работе с семьями.

Комплексный подход к мерам государственной поддержки семьи определен в Законе Республики Дагестан «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан», Законе Ямало-Ненецкого автономного округа «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе», Законе Курганской области «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Курганской области». Меры социальной поддержки семьи раскрываются последовательно в зависимости от следующих функций семьи: репродуктивной, воспитательной, экономической, хозяйственно-бытовой, духовно-эмоциональной, социально-статусной.

Например, в статье 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе» закрепляется обеспечение репродуктивной функции семьи путем следующих мероприятий:

1) создание комплексной системы информационного обеспечения населения по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья, планирования семьи, предупреждения нежелательной беременности, предоставления несовершеннолетним информации в доступной для них форме с учетом возрастных особенностей по вопросам охраны репродуктивного здоровья, подготовки к семейной жизни;

2) организация работы служб планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья;

3) организация системы обеспечения населения современными эффективными и доступными средствами контрацепции;

4) создание поэтапной системы экономического стимулирования рождаемости в форме установления единовременных выплат;

5) создание системы поощрений и стимулирования достойного воспитания детей в форме:

а) награждение Почетной грамотой и Благодарностью Губернатора автономного округа отцов и матерей, достойно выполняющих родительский долг;

б) ежегодное материальное поощрение ко Дню матери в размере 1000 рублей на каждого ребенка многодетных матерей, родивших (усыновивших) и (или) достойно воспитавших (воспитывающих) пять и более детей, в порядке, установленном постановлением администрации автономного округа. Право на ежегодное материальное поощрение ко Дню матери имеют многодетные матери - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в автономном округе;

в) освещение в средствах массовой информации позитивных примеров семей с социально положительным потенциалом;

6) осуществление контроля за исполнением законодательства об охране труда женщин детородного возраста;

7) проведение работы по пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.

Обеспечение воспитательной функции семьи в соответствии со статьей 9 Закона Республики Дагестан «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан» осуществляется с целью поднятия авторитета семьи в воспитании детей, поддержки лучших семейных традиций, привлечения внимания общественности, повышения родительского авторитета путем следующих мер:

1) проведение ежегодно 15 мая празднования Дня семьи;

2) проведение республиканского смотра-конкурса деятельности органов местного самоуправления и организаций республики по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в порядке, утвержденном Правительством Республики Дагестан;

3) осуществление пропаганды семейных ценностей, семейного образа жизни, повышения престижа социально благополучной семьи в средствах массовой информации;

4) создание условий для развития семейного бизнеса;

5) развитие системы семейного отдыха;

6) оказание юридической помощи семьям с детьми по защите их прав и законных интересов;

7) совершенствование формы работы школьных психологов с семьями.

В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе» в округе также обеспечиваются:

1) экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи (проведение маркетинговых исследований по изучению потребностей населения в развитии сферы услуг и создании предприятий, оказывающих необходимые услуги; стимулирование создания и развития общественных формирований по интересам для объединения усилий различных семей по организации надомного труда, предпринимательства, семейного досуга, оказанию социальной помощи населению по месту жительства) (статья 9);

2) духовно-эмоциональная и досуговая функция семьи (организация мероприятий по повышению общей культуры членов семьи, по пропаганде семейных традиций, культуры семейных отношений, семейного образа жизни, по повышению психологической компетентности населения в вопросах семейных отношений, по сохранению и развитию системы семейного отдыха и досуга, предметной среды дворового отдыха детей и подростков, по разработке мер стимулирования деятельности организаций независимо от форм собственности, ориентирующихся на создание условий для полноценного физического и духовного развития детей, воспитания здорового поколения, по ограничению разделения семей и детей по досуговым и культурным возможностям, по созданию и оснащению сети служб психологической поддержки семьи) (статья 10).

3) социально-статусная функция семьи (поддержка усилий семьи, ее активности по повышению экономического благосостояния в социальной структуре общества, организация финансовой и других видов помощи семьям с различным уровнем благосостояния, а также семьям, принадлежащим к различным социальным группам общества) (статья 11).

 


 

Заключение

 

Подготовленный обзор позволяет сформировать представление о том информационном материале, который может быть использован для совершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной поддержки семьи.

Как отмечалось ранее, в настоящее время нет федерального закона, который устанавливал бы единые рамочные правила в сфере государственной поддержки семьи. Возможно, в связи с этим связано отсутствие единого подхода на уровне законов субъектов Российской Федерации к рассмотрению вопросов, связанных с определением категорий семей, нуждающихся в государственной поддержке. Следует отметить, что в законах субъектов Российской Федерации выделяются следующие категории семей и лиц, которым оказывается социальная помощь:

1) молодая семья;

2) приемная семья;

3) многодетная семья;

4) семья с детьми – инвалидами;

5) неполная семья;

6) малообеспеченная семья;

7) студенческая семья;

8) семья одиноких родителей;

9) семья работников бюджетных учреждений.

Самыми распространенными мерами государственной поддержки семей в законах субъектов Российской Федерации являются компенсации, пособия и другие выплаты, которые могут быть единовременными, ежемесячными, ежеквартальными и ежегодными.

Некоторыми законами субъектов Российской Федерации также предусмотрены другие дополнительные меры социальной поддержки семей. К ним относятся, например,

1) обеспечение отдыха и оздоровления детей;

2) обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

3) бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха;

4) бесплатный проезд;

5) обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет;

6) оказание супружеским парам медицинских услуг по проведению бесплатной операции экстракорпорального оплодотворения;

7) обеспечение граждан бесплатной медицинской помощью;

8) предоставление новогодних подарков детям.

Необходимо отметить Закон Красноярского края «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Красноярском крае», в котором определяется, что каждой семье при рождении ребенка вручается справочное пособие для родителей, однако, в данном законе нет информации, что представляет собой указанное справочное пособие для родителей.

Наиболее полным о последовательным в сфере установления мер государственной поддержки семей является Закон Московской области «О мерах поддержки семьи и детей в Московской области».

Некоторыми законами субъектов предусмотрено создание учреждений социального обслуживания:

1) центров социальной помощи семье и детям;

2) комплексных центров социального обслуживания;

3) центров социального обслуживания;

4) центров психолого-педагогической помощи семье и детям;

5) центров реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями;

6) социально-реабилитационными центров для несовершеннолетних;

7) социальных приютов для детей и подростков.

В качестве социальных услуг закрепляются социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые и иные социальные услуги.

Заслуживает внимания подход, который использован в ряде законов субъектов Российской Федерации, например, в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало-Ненецком автономном округе». Меры социальной поддержки семьи раскрываются последовательно в зависимости от различных функций, которые выполняет семья. В данном законе определяются такие меры поддержки, как: организация мероприятий по повышению общей культуры членов семьи, по пропаганде семейных традиций, культуры семейных отношений, семейного образа жизни, по повышению психологической компетентности населения в вопросах семейных отношений, по сохранению и развитию системы семейного отдыха и досуга и т.д.

Отдельными законами субъектов Российской Федерации определяются меры поддержки проектов (программ) зарегистрированных в установленном порядке некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по охране семьи, материнства, отцовства и детства.

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации имеются отдельные законы, закрепляющие меры государственной поддержки приемных семей, молодых семей.

 

* При подготовке обзора использовалась справочно-информационная система «Консультант Плюс».