Введение
Обзор законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, регулирующего предоставление мер государственной поддержки в сфере кинематографии подготовлен по предложению комитета Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области по социальной политике. Цель обзора – обобщение практики регулирования общественных отношений, связанных с мерами государственной поддержки кинематографии в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
Правовые основы регулирования отношений, связанных с развитием кинематографии в Российской Федерации, установлены в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», который определил понятие кинематографии и основные принципы государственной политики в сфере кинематографии, меры государственной поддержки, условия и порядок государственного финансирования кинематографии в Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» кинематография - это область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии.
С одной стороны, кинематография, являясь неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. С другой стороны, кинематография является особой структурной составляющей национальной экономики, поскольку ее деятельность направлена на повышение уровня социально-культурного развития граждан Российской Федерации, что приводит к необходимости разработки и реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное текущее функционирование и перспективное развитие хозяйствующих субъектов.
Меры государственной поддержки – это один из важнейших элементов в развитии национальной кинематографии. Законодательное закрепление мер государственной поддержки является гарантией стабильности такого развития.
1. Субъекты, имеющие право на получение мер государственной поддержки в сфере кинематографии
В части третьей статьи 6 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» установлено, что все организации кинематографии имеют право на получение государственной поддержки. Таким образом, субъекты кинематографии, имеющие право на получение мер государственной поддержки, объединены общим термином «организации кинематографии».
В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 3 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» под организацией кинематографии понимается организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основными видами деятельности которой являются производство фильма; производство кинолетописи; тиражирование фильма; прокат фильма; показ фильма; восстановление фильма; техническое обслуживание кинозала; изготовление киноматериалов; изготовление кинооборудования; выполнение работ и оказание услуг по производству фильма, кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, постижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное); образовательная, научная, исследовательская, издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии; хранение фильма; хранение исходных материалов кинолетописи.
В отдельную группу субъектов, имеющих право на получение мер государственной поддержки в сфере кинематографии, можно выделить работников организаций кинематографии, которым в соответствии с законодательством отдельных субъектов Российской Федерации предоставляется дополнительная социальная поддержка. Например, меры социальной поддержки работников организаций кинематографии установлены в нормативных правовых актах Пермского края, Еврейской автономной области, Республики Адыгея.
2. Меры государственной поддержки организаций кинематографии, предусмотренные федеральным законодательством
В части первой статьи 6 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» определены меры (формы) государственной поддержке кинематографии.
Первой мерой государственной поддержки кинематографии является принятие законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии. Например, были приняты следующие нормативные акты:
1) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1006 «О Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии» (вместе с «Положением о Правительственном совете по развитию отечественной кинематографии»), которым учреждается Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, являющийся постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях разработки предложений, связанных с реализацией государственной политики в области кинематографии. В соответствии с пунктом 3 данного Постановления основными задачами Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии являются рассмотрение и подготовка предложений, связанных с обеспечением повышения эффективности государственной поддержки производства, проката и показа отечественной кинопродукции и управления федеральной собственностью в сфере кинематографии, с оказанием поддержки в продвижении и распространении отечественной кинопродукции за рубежом, с развитием образования и науки и внедрением инновационных технологий в области кинематографии, а также с разработкой протекционистских мер по отношению к российскому кинорынку;
2) Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 № 396 «О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации» (вместе с «Положением о регистрации кино- и видеофильмов», «Правилами оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы»), которым вводится регистрация художественных, документальных, научно-популярных, учебных, мультипликационных кино- и видеофильмов, предназначенных для публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации на киноустановках, в киновидеотеатрах, видеосалонах и других залах независимо от форм собственности, для тиражирования в целях продажи, сдачи в прокат и аренду, распространения через видеотеки и прокатные пункты, а также трансляции по кабельному телевидению.
Второй мерой государственной поддержки кинематографии является частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» фильм является национальным фильмом, если:
продюсер фильма - гражданин Российской Федерации или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации;
большинство авторов фильма - граждане Российской Федерации;
в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных ролей) входит не более чем 30 процентов лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации;
фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла;
не менее чем 50 процентов общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации;
иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 50 процентов сметной стоимости фильма.
В качестве национального фильма рассматривается также фильм, производство которого осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации совместно с продюсерами фильма, являющимися иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о выделении средств на производство национального фильма в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год. Государственное финансирование производства национального фильма, как правило, не может превышать 70 процентов сметной стоимости его производства. В исключительных случаях с учетом художественной и культурной значимости кинопроекта федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о государственном финансировании национального фильма в размере до 100 процентов сметной стоимости его производства.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о выделении прокатчику средств на прокат (печать копий, субтитрирование, рекламу и иное) национального фильма, предназначенного для показа на территории Российской Федерации, в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год. Государственное финансирование проката национального фильма не может превышать 70 процентов сметной стоимости его проката.
Так, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 31 декабря 2009 года № 1216 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий на поддержку кинематографии», которым определен порядок и условия предоставления из федерального бюджета в 2010 году субсидий на поддержку кинематографии. В пункте 2 данного Постановления установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству культуры Российской Федерации в федеральном бюджете на 2010 год на государственную поддержку кинематографии. Приказом Минкультуры Российской Федерации от 30 апреля 2010 года № 253 «Об организации работы по предоставлению субсидий организациям кинематографии в 2010 году» (вместе с «Порядком и критериями отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов») утвержден порядок и критерии отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов, а также перечень расходов (затрат), связанных с производством и прокатом национальных фильмов.
Следующей мерой государственной поддержки кинематографии, которая предусмотрена в федеральном законодательстве, является полное государственное финансирование кинолетописи.
Кинолетопись - регулярные съемки документальных сюжетов, отражающих характерные (преимущественно уходящие) особенности времени, места, обстоятельств и рассчитанных в перспективе на производство фильма (абзац четвертый статьи 3 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»).
Еще одной из мер государственной поддержки кинематографии является государственное финансирование расходов, связанных с выполнением функций оператора единой информационной системы.
Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах - совокупность содержащейся в базах данных федерального органа исполнительной власти в области кинематографии информации о показах фильмов в кинозалах и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (абзац двадцать третий статьи 3 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» единая информационная система предназначена для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения, прав потребителей и обеспечения федерального органа исполнительной власти в области кинематографии достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка проката фильмов.
Демонстратор фильма, осуществляющий платный показ фильма в кинозале, обязан передавать в единую информационную систему информацию относительно каждого проданного при проведении показа фильма в кинозале билета: о названии кинотеатра, дате, времени, названии сеанса, названии фильма, номере прокатного удостоверения, номере или названии кинозала, номере ряда, номере места, цене билета, скидке на билет.
Функции оператора единой информационной системы выполняет лицо, определяемое федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оператор единой информационной системы осуществляет деятельность по эксплуатации единой информационной системы, в том числе по обработке информации, поступающей в базы данных этой системы от демонстраторов фильмов, а также разработку для этих целей программного обеспечения.
Расходы, связанные с выполнением функций оператора системы, осуществляются за счет средств, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в области кинематографии на государственную поддержку кинематографии в установленном порядке из федерального бюджета.
Как установлено в части второй статьи 6 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», основные меры государственной поддержки кинематографии направлены на:
1) создание национальных фильмов, в том числе для детей и юношества, и национальных фильмов - дебютов;
2) сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии;
3) создание условий для проката и показа национальных фильмов;
4) реализацию образовательных и научно-технических программ;
5) проведение кинофестивалей и других культурных мероприятий;
6) участие в международных кинофестивалях и других международных культурных мероприятиях.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут участвовать в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии.
3. Меры государственной поддержки организаций кинематографии и работников организаций кинематографии, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации
Законодательное регулирование общественных отношений, связанных с мерами государственной поддержки кинематографии в субъектах Российской Федерации представлено в следующих вариантах.
Во-первых, приняты единые законы и иные подзаконные акты (в том числе целевые программы) , регулирующие общие и отдельные вопросы государственной поддержки кинематографии в субъектах Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 18 июля 2007 года № 458-З «О государственной поддержке кинематографии в Республике Башкортостан» установлены следующие меры государственной поддержки кинематографии:
1) принятие законов Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актов о государственной поддержке кинематографии;
2) частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа документальных и художественных фильмов;
3) полное государственное финансирование кинолетописи Республики Башкортостан и хранения киновидеоархива, отражающего историю, культуру и быт народов, проживающих в Республике Башкортостан;
4) принятие республиканских целевых программ по сохранению и развитию кинематографии в Республике Башкортостан;
5) частичное государственное финансирование государственных организаций кинематографии, занятых в сфере кинопроизводства, киновидеопроката и показа киновидеофильмов.
Например, в Башкортостане принято Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 января 2010 года № 5 «Об утверждении правил предоставления субсидий, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на государственную поддержку периодической печати и электронных изданий, издательств, информационных агентств и общественных объединений в сфере средств массовой информации, культуры, кинематографии», в котором установлено, что субсидии предоставляются общественным объединениям, реализующим общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере средств массовой информации, культуры, кинематографии.
Кроме того, Правительство Республики Башкортостан в Постановлении от 31 декабря 2009 года № 500 «О республиканской целевой программе «Сохранение и развитие кинематографии в Республике Башкортостан» на 2010 - 2013 годы» утвердило республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие кинематографии в Республике Башкортостан» на 2010 - 2013 годы, основными задачами которой являются:
1) совершенствование нормативной правовой базы в области кинематографии;
2) укрепление материально-технической базы государственных унитарных предприятий киноотрасли Республики Башкортостан;
3) внедрение инновационных цифровых технологий показа;
4) развитие национального кинопроизводства и республиканского проката киновидеофильмов;
5) сохранение и развитие кадрового потенциала организаций кинематографии;
6) создание государственной системы автокинопередвижек для обслуживания сельского населения.
В соответствии с частью первой статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 20 марта 2008 года № 130-22 «Об отдельных мерах государственной поддержки кинематографии в Санкт-Петербурге» государственная поддержка кинематографии в Санкт-Петербурге осуществляется путем создания исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга условий для проведения кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2010 года № 153 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при проведении кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге» условия для проведения кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге создаются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, предусмотренными положениями о соответствующих исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, в случае подачи организатором, желающим провести кино- или видеосъемку, в Комитет по культуре заявки о создании условий для проведения кино- или видеосъемки в Санкт-Петербурге.
Кроме того, в Санкт-Петербурге принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07 июня 2010 года № 734 «О предоставлении в 2010 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории», в соответствии с которым утвержден Порядок предоставления в 2010 году субсидии на развитие кинематографии для детской аудитории.
В соответствии со статьей 4 Закона Калужской области от 15 декабря 1998 года № 30-ОЗ «О государственной поддержке кинематографии в Калужской области» мерами государственной поддержки кинематографии в Калужской области являются:
1) принятие нормативных правовых актов в области кинематографии;
2) полное или частичное государственное финансирование организаций кинематографии;
3) льготное налоговое или иное финансовое регулирование деятельности организаций кинематографии. Однако данная мера носит декларативный характер и в настоящее время не закреплена в нормативных правовых актах Калужской области, регулирующих вопросы налогообложения и, соответственно, не может быть реализована.
Министерство культуры Калужской области в Приказе от 17 декабря 2009 года № 234 «О ведомственной целевой программе «Развитие культурно-досуговой деятельности, народного творчества и кинематографии Калужской области на 2010-2012 годы» утвердило ведомственную целевую программу «Развитие культурно-досуговой деятельности, народного творчества и кинематографии Калужской области на 2010-2012 годы», основными задачами которой являются:
1) сохранение нематериального культурного наследия и обеспечение прав граждан на культурную деятельность, равный доступ к материалам по традиционной культуре, занятие любительским творчеством и народными художественными промыслами;
2) обеспечение населению доступа к произведениям кинематографии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2006 года № 1168-КЗ «О кинематографии в Краснодарском крае» мерами государственной поддержки кинематографии в Краснодарском крае являются:
1) принятие нормативных правовых актов в сфере кинематографии;
2) участие в финансировании производства, показа и проката национальных фильмов, кинодокументов, кинолетописи, тиражирования фильмов и их фрагментов для организации тематических и социально значимых мероприятий.
Например, в Краснодарском крае принято Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 октября 2008 года № 1083 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходов по реализации мероприятий в сфере культуры, искусства и кинематографии», в котором определяются цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из краевого бюджета на реализацию мероприятий в сфере культуры, искусства и кинематографии, а также критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий.
Как установлено в пункте 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 5 февраля 2010 года № 04-ЗО «Об участии государственных органов Ульяновской области в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии», в целях создания условий для проката и показа фильмов в дополнение к предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мерам на территории Ульяновской области осуществляются также следующие меры государственной поддержки кинематографии:
1) сохранение и развитие материально-технической базы находящихся в ведении Ульяновской области организаций кинематографии, включая пополнение закрепленного за ними киновидеофонда;
2) проведение мероприятий по пропаганде и популяризации киноискусства и национального фильма;
3) оказание организациям кинематографии организационно-технической и консультационно-методической помощи, в том числе посредством подготовки, создания и распространения образовательных и научно-технических кинопрограмм;
4) организация создания и хранения материалов кинолетописи Ульяновской области.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26 июля 2010 года № 59-РЗ «О государственной поддержке кинематографии в Кабардино-Балкарской Республике» мерами государственной поддержки кинематографии в Кабардино-Балкарской Республике являются:
1) финансирование мероприятий по формированию и сохранению кинолетописи Кабардино-Балкарской Республики, хранению киновидеоархива, отражающего историю, культуру и быт народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике;
2) участие в финансировании производства, тиражирования, проката и показа отечественных фильмов;
3) сохранение и развитие материально-технической базы государственных организаций кинематографии в Кабардино-Балкарской Республике;
4) создание документальных и художественных фильмов;
5) формирование, ведение и хранение кинолетописи Кабардино-Балкарской Республики;
6) создание условий для развития отечественного кинопроизводства, проката фильмов в Кабардино-Балкарской Республике;
7) реализация образовательных и научно-технических программ в области кинематографии;
8) содействие развитию образования в области кинематографии, кинематографической науки и подготовке творческих и инженерно-технических кадров;
9) проведение в Кабардино-Балкарской Республике кинофестивалей и других культурных мероприятий в области кинематографии;
10) финансирование пополнения республиканского фильмофонда новыми отечественными художественными и документальными фильмами за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с частью первой статьи 4 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 года № 692/132-IV-ОЗ «О государственной поддержке кинематографии Оренбургской области» мерами государственной поддержки кинематографии являются:
1) частичное государственное финансирование тиражирования, проката и показа национальных фильмов;
2) финансирование целевых программ в области сохранения и развития кинематографии Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Бурятия от 3 июля 2007 года № 2321-III «О государственной поддержке кинематографии в Республике Бурятия» мерами государственной поддержки кинематографии в Республике Бурятия являются:
1) принятие нормативных правовых актов Республики Бурятия в области кинематографии;
2) полное государственное финансирование кинолетописи в Республике Бурятия;
3) частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов.
Во-вторых, приняты комплексные законы и иные подзаконные акты, регулирующие общие и отдельные вопросы государственной поддержки культуры в субъектах Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 5 Закона Пермской области от 7 апреля 1999 года
№ 458-66 «О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии» установлено, что государственная поддержка культурной деятельности на территории Пермской области осуществляется путем:
1) принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, прямо или косвенно касающихся вопросов развития культурной деятельности;
2) государственного бюджетного финансирования в соответствии с объемами, утверждаемыми Законодательным Собранием Пермской области;
3) оказания материальной поддержки негосударственным организациям культуры, в том числе частным лицам, осуществляющим культурную деятельность;
4) предоставления льгот по налогам, сборам и иным платежам, зачисляемым в областной бюджет, организациям культуры (однако данная мера носит декларативный характер и в настоящее время не закреплена в нормативных правовых актах Пермского края, регулирующих вопросы налогообложения и, соответственно, не может быть реализована);
5) содействия развитию культурной самобытности наций и народностей, проживающих на территории Пермской области, развитию международных культурных связей;
6) проведения мероприятий по повышению оплаты труда, установлению дополнительных денежных поощрений, компенсационных выплат, пособий, иных социальных гарантий для работников организаций культуры. Например, издан Указ Губернатора Пермской области от 17 ноября 1999 года
№ 165 «О ежемесячной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке) за выслугу лет работникам культуры, искусства и кинематографии», согласно которому с 1 января 2000 года работникам, занимающим должности руководителей и специалистов в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками в государственных организациях культуры, искусства и кинематографии, финансируемых из областного бюджета, за исключением учреждений, осуществляющих театральную деятельность, установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за выслугу лет;
7) установления льгот на посещение платных мероприятий, проводимых организациями культуры, для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, пенсионеров в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством (однако данная мера также носит декларативный характер);
8) предоставления иных государственных гарантий.
В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области от 29 декабря 2007 года № 154-оз «О государственной поддержке культуры в Иркутской области» мерами государственной поддержки кинематографии в Иркутской области являются:
1) пропаганда и популяризация киноискусства и произведений отечественного кинематографа;
2) организация комплектования областного фильмофонда национальными фильмами;
3) финансирование в установленном порядке за счет средств областного бюджета кинолетописи области;
4) финансовое содействие деятельности по производству, прокату, показу, сохранению и реставрации национальных фильмов на территории области;
5) организация проведения кинофестивалей и других культурных мероприятий.
В-третьих, приняты подзаконные акты (в том числе целевые программы), регулирующие отдельные вопросы государственной поддержки кинематографии в субъектах Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Администрации Ростовской области от 24 июля 2006 года № 278 «О государственной финансовой поддержке кинематографии в Ростовской области» установлено, что в целях дальнейшего развития кинематографии в Ростовской области государственная финансовая поддержка кинематографии Ростовской области осуществляется путем предоставления финансовой помощи на приобретение прав проката на национальные фильмы социальной направленности с предоставлением фильмокопий и фильмов повторной печати.
В пункте 1 Положения о порядке установления ежемесячной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за продолжительность непрерывной работы работникам областных государственных бюджетных учреждений культуры, искусства и кинематографии, утвержденного Постановлением губернатора Еврейской автономной области от 30 декабря 2004 года № 224 «Об оплате труда работников областных государственных бюджетных учреждений культуры, искусства, кинематографии и подведомственных управлению культуры правительства ЕАО областных государственных бюджетных учреждений образования» установлена выплата ежемесячной надбавки за продолжительность непрерывной работы работникам областных государственных бюджетных учреждений культуры, искусства и кинематографии, которая производится дифференцированно в зависимости от непрерывного стажа, дающего право на получение этой надбавки.
В пункте 18 Типового положения об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, по видам экономической деятельности «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта», «Научные исследования и разработки», «Деятельность сухопутного транспорта», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 июня 2009 года № 130 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству культуры Республики Адыгея, по видам экономической деятельности» установлена стимулирующая надбавка за выслугу лет работникам государственного учреждения из числа служащих в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях культуры, искусства и кинематографии.
В Магаданской области принято Постановление администрации Магаданской области от 16 апреля 2009 года № 159-па «Об утверждении областной целевой программы «Развитие кинематографии Магаданской области» на 2009-2011 годы», в котором утверждена целевая программа «Развитие кинематографии Магаданской области» на 2009-2011 годы», основными задачами которой являются:
1) удовлетворение спроса населения на услуги в сфере кинематографии;
2) совершенствование материально-технической базы киносети области;
3) воспитание устойчивого интереса населения области к произведениям киноискусства.
Заключение
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с предоставлением мер государственной поддержки кинематографии в субъектах Российской Федерации, представлено в следующих вариантах:
1) приняты единые законы и иные подзаконные акты (в том числе целевые программы), регулирующие общие и отдельные вопросы государственной поддержки кинематографии в субъектах Российской Федерации;
2) приняты комплексные законы и иные подзаконные акты, регулирующие общие и отдельные вопросы государственной поддержки культуры в субъектах Российской Федерации;
3) приняты подзаконные акты (в том числе целевые программы), регулирующие отдельные вопросы государственной поддержки кинематографии в субъектах Российской Федерации.
Во-вторых, меры государственной поддержки в ряде субъектов Российской Федерации дублируют положения Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». Например, такие меры, как принятие нормативных правовых актов в области кинематографии либо полное или частичное государственное финансирование организаций кинематографии. В то же время, ряд субъектов Российской Федерации расширил меры государственной поддержки кинематографии. Например, к ним можно отнести установление льгот на посещение платных мероприятий, проводимых организациями культуры, для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, пенсионеров в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством и другие.
В-третьих, не во всех субъектах Российской Федерации существует региональная законодательная база, регулирующая отношения, связанные с развитием кинематографии и мерами ее государственной поддержки.
В-четвертых, некоторые меры государственной поддержки кинематографии, предусмотренные в законодательстве субъектов Российской Федерации, носят декларативный характер и в настоящее время не реализованы.
* При подготовке обзора использовалась справочно-информационная система «Консультант Плюс».